Город зажигал фонари. Лампочки сначала еле светят, но постепенно разгораются всё сильнее, а я иду по центральной улице, щелкаю от нечего делать зажигалкой, и подпеваю музыке в моей голове:"Мой маневр имел большой успех в доме сладостных утех..." Повернув в темную аллею, поначалу не могу избавить от мух перед глазами и бреду интуитивно. Звонит телефон, я поднимаю трубку:
-Привет, дорогая.
-О.
-Когда мы сможем увидеться?
-Через две ночи, я тебе перезвоню.
-Хорошо. Я буду ждать...а почему завтра не можем?
-Я еду в Моссовет.
Закрываю телефон и кидаю его в сумку. Холодный ветер пробирает до дрожи во всем теле, а я безумно устала, кажется, у меня нет даже сил дойти домой. А ещё так темно... Поднимаю глаза: мутная лампочка фонаря светит странным багром. Не багрянцем - багром.
В квартале красных фонарей я смогу тебя забыть быстрей - это дело двух ночей.
Но это - всего лишь предыстория. А теперь про спектакль.
Когда закончился первый акт, в зале зажегся свет, а народ радостно повалил в сторону выхода, чтобы размять ноги и облегчить организм, я осталась у себя на месте, и подперев локтем подбородок, думала, чем же так восхищается Ло_маная в этом спектакле? По сути своей, это обыкновенная история о двух судьбах и о том, что у каждого свое видение счастья. Нет, такая избитая тема не могла заинтересовать эту девушку, тут явно что-то не так.
Второй акт по своей эмоциональной насыщенности заставлял сжимать кулаки, чуть ли не плакать от ярости и прикрывать ладонями глаза, позволяя разуму слабость уйти в воспоминания и проводить параллели со своей жизнью. История без особых событий - в этой её психологическая тяжесть восприятия. Здесь каждый видит свое, и сумасшествие рисует сугубо лично. Зал аплодировал стоя, крича "Браво!" и довольно улюлюкая, когда Крюкова в очередной раз выходит на поклон, а я всё так же сижу, в попытке тяжкого осознания произошедшего.
В прессе рецензии на спектакль Юрия Еремина "В пространстве Теннесси У." по большей части отрицательно-насмешливые, якобы псевдогениальный режиссер испоганил бессмертное творение Уильямса самым страшным образом, огламурив его и сделав чем-то вроде мыльной оперы. Подобные точки зрения совершенно мне непонятны. Неужели люди не видят, что это не спектакль "Трамвай желание", автором которого является Теннеси Уильямс, а драма по мотивам, более того, по мотивам двух произведений. Я, к счастью или к сожалению, не читала пьесу Уильямса и, возможно, это помогло мне воспринимать постановку свежим умом, открытым именно для режиссерской версии. Поэтому я и вижу Стенли (Валерий Яременко) не похотливым животным, а своеобразным философом плоти, для которого любовь - физический контакт, а не мечты и лирика, Стеллу (Екатерина Гусева) не глупой девчонкой, непонятно зачем терпящей своего мужа, а девушкой, которая просто ЛЮБИТ, любит беззаветно и открыто. Про Бланш в исполнении Евгении Крюковой разговор особый. Как бы я ни любила эту потрясающую женщину как актрису, как бы ни восхищалась её красотой и темпераментом, должна заметить, что не подняла она эту роль до конца. Или я вижу этот образ не так, как Яременко? Я верю Бланш везде... кроме эпизода о "её мальчике" и маленькой лирической вставке с кварталом красных фонарей.
С другой стороны, женщина, живущая в своих мечтах, в собственном выдуманном мире, возможно и должно быть несколько наиграна. А я бы поменьше истерила.
Крюкову упрекают в том, что она, звезда сериалов, не может играть такую тяжелую психологическую роль.
А я скажу всем этим критикам, что современное искусство - воплощение гротеска. Более того, спектакль поставлен не где-то там, а в буржуазном, богемном Моссовете. Не можете мыслить образно и обожаете Малый с пьесами Островского - пожалуйста, ваше дело.Но нужно уметь принимать искусство меняющимся. L'impression.
А мне понравился спектакль. Понравилась сцена под углом 45 градусов - покосившийся мир, красная пижама и красное вечернее платье в порыве страсти, нарисованные трамвайные пути, уходящие под землю... Знаете, я бы тоже уехала на трамвае с Року.
И Бланш - не нимфоманка. Она просто ждет своего любимого миллионера, а пока нужно что-то кушать.
Ах, да, я уверена, что миллионер был. Просто санитары приехали первыми. Когда он приедет, очень расстроится - совершенно точно.
Зрители уходят из театра довольными, изображая сумасшедшего трамвайщика и смеясь. А мне хочется плюнуть им вслед. Неужели ничего не поняли?